ЭПОС «УРАЛ-БАТЫР» — СОКРОВИЩНИЦА КАНОНОВ ВОСПИТАНИЯ

Возможно ли воспитание детей двадцать первого века на основах канонов башкирского эпоса «Урал батыр», созданного несколько тысяч лет назад? У многих это может вызвать недоумение или удивление. Конечно же, каждая эпоха диктует свои правила и выставляет свои требования к воспитанию подрастающего поколения. Еще недавно родителям была неведома «компьютерная болезнь» у детей, не было проблемы, как уберечь детей от дурного влияния интернета. Сегодня же это стало большой проблемой, которую пытаются решить и врачи, и педагоги, и общественные деятели во всем мире. В век компьютерных технологий трудно представить, что древнейший мифологический эпос может помочь в воспитании современной молодежи. Между эпохой, когда создавался эпос «Урал батыр» и нашим временем лежат десятки веков. Но время не может изменить душевный мир человека. Человек, как и десятки веков назад, будет искать ответы на вечные вопросы: что есть любовь? Можно ли ее сохранить на всю жизнь? Как находится грань Добра и Зла? Отчего ненависть и зависть имеют такую разрушительную силу? Надо ли быть искренним и добрым, когда вокруг царит двуличие и злоба? Почему во имя прекрасных идей и целей многие личности заведомо шли на жертвы, не щадили себя?

Любой из вас задает эти вопросы, ищет ответы у старшего поколения, в книгах, кинофильмах, в общении с друзьями. И мы предлагаем вам совершить путешествие в мир древнего эпоса «Урал-батыр» — уникального памятника устной литературы. Может, именно это путешествие раскроет вам мировоззрение наших предков, которое сохранило актуальность и поныне.

Внимательное изучение эпоса убеждает, что каждое слово, каждая мысль, высказанная не прямо, а иносказательно, полно глубокого смысла. Иносказание, образ – как ребус, отгадывая который ты можешь найти ясные и емкие ответы на свои вопросы и проблемы, которые ставит перед тобой современная жизнь.

Как мы уже говорили, уроки жизни, заложенные в эпосе, преподносятся не прямыми указаниями, назиданием, а более через образы, иносказания, мотивов поступков героев. Хотим отметить наиболее важные воспитательные аспекты.

Запреты в воспитании детей.

Эпос начинается спором двух разных по характеру братьев – Шульгена и Урала. Их отец и мать – Янбирде и Янбикэ — охотники, для восстановления своей силы употребляют питье из крови животных. Но сыновьям они запрещают его пить. Урал слушается отца и не трогает питье, которое хранится в морской раковине. Шульгена раздирает любопытство, и невзирая на предостережения младшего брата, он пробует кровь. Почему Урал послушался отца, а Шульген — нет? Как мы замечаем, старик Янбирде запрещает сыновьям пить кровь, но не объясняет, почему нельзя делать этого. Уралу на тот момент было десять лет, Шульгену — двенадцать. Он уже достиг возраста, когда может поступать по-своему, делать свои выводы и решать самому. Его нельзя воспитывать, как раньше, одними запретами. Отсюда следует, что ребенку еще до исполнения ему двенадцати лет необходимо все объяснять, давать подробные ответы на его вопросы и формировать у него такое сознание, такое восприятие жизни, чтобы не было места никаким сомнениям, никаким двойственным смыслам и превратным толкованиям. Отец братьев Янбирде допустил в воспитании большую ошибку. Именно поэтому Шульген выбирает дорогу зла, коварства, легкой жизни, выбирает себе в спутники недобрые существа. Урал еще не перешагнул тот возраст, когда полностью доверяют слову старших, он полон желания познать, понять мир вокруг. Для него все просто и ясно: истинно то, что тебе говорят родители. Таким образом, запреты взрослых являются действенными для ребенка младше десяти лет, то есть до тех пор, пока у детей не развивается самостоятельное мышление и он хочет иметь собственное суждение об окружающем его мире. Поэтому надо быть чутким к внутреннему миру ребенка и вовремя разъяснять, почему нельзя поступать так или иначе. Нельзя воспитывать на одних запретах, ведь однажды они вызовут искушение нарушить их. И если ребенок вовремя получил ответы на все свои вопросы, во взрослой жизни он сможет сам отвечать за свои поступки, он будет чувствовать грань добра и зла. Это и есть внутренняя зрелость и самостоятельность.

Воспитание в духе отца.

В воспитании Урала и Шульгана мы не замечаем влияния Матери. Янбика поддерживает авторитет отца, но также не дает разъяснения тем или иным его поступкам и запретам, как обычно поступают матери. Янбика только и делает, что вместе с мужем заботится о добыче пропитания. Дети полностью предоставлены сами себе. Последствия такого воспитания дают о себе знать: Шульген выбирает путь Зла, Урал излишне доверчив.

Главный мотив эпоса – поиск Урал-батыром Живого родника, чтобы погубить саму Смерть во имя вечной жизни человечества и природы. Это основная цель героя, ради этой цели он не останавливается ни перед чем. Не могут его сбить с пути и отношения с девушками, которые полюбили его. Несмотря на любовь к Урал-батыру, все жены понимают благородство его цели и не мешают ему. Дочь царя Катила воспитывает сына Урала – Нугуша, Гюлюстан, которую Урал-батыр освободил от плена, воспитывает ему сына Яика (старший из рода Алгыр предлагает Урал-батыру жениться на дочери его друга-батыра, ибо она родит ему батыра.

Ил батыры – батырҙан,

Батыр ирҙәр тыуыр ул;

Атанан күреп уҡ юнып,

Ил эсендә үҫер ул,

Батырҙан батыр тыуғанда,

Атаһындай булғанда,

Бер быуын тип һанаған

Илдә ғүмер үтер ул.

Был ҡыҙ батырҙан ҡот йәйгән

Һиңә тиңдәш булыр ул,

Батырға әсә булыр ул.

Тигәс, Урал тыңлаған.

От батыра род пойдет,

Истинных богатырей.

Тот, кого учил отец —

Смастерит себе стрелу;

Будет жить в своей стране,

Воду и огонь пройдет.

Стоит девушка тебя!

Станет матерью она

И родит батыра нам. –

Так сказал ему старик.

И послушался Урал.

И дочь Царя Солнца Самрау — Хомай воспитывает сына Иделя.

Когда Урал-батыр обессилел, к нему на подмогу приходят его возмужавшие сыновья – такие же бесстрашные батыры. Они встали на путь Добра, поскольку матери воспитывают в духе отца, на примере отца, хотя его сыновья никогда до этого не видели. Благородный образ отца – вот что является их главным стимулом быть пох ожим на него. Нет ни обид, ни причитаний – матери понимают, что Урал-батыр идет к своей цели не ради наживы, а ради счастья всего человечества.

Вот что говорит Гюлюстан своему сыну:

“Атаң – Урал батырым,

Унан тыуған Нөгөшөм,

Батыр булып тыуғанһың,

Атаңа ҡулдаш булғанһың,

Мен толпарға һин, балам,

Атаңа юлдаш бул, балам.”

«Твой отец –Урал- батыр.

Мой Нугуш – ты сын его.

Стал уже богатырем,

И помощником ему

Должен стать. Дитя мое,

На коня скорей садись!

Стань соратником отцу!» –

А вот какими словами воспитывает своего сына Хумай:

Батырҙан батыр тыуғанһың,

Атаңдай батыр булғанһың

Атаң яңғыҙ тилмерә,

Ауыр көндәр кисерә.

Атаң яңғыҙ булмаһын,

Дошман яуы еңмәһен,

Бар, атаңа юлдаш бул.

«От батыра ты батыр –

Сам теперь батыром стал.

Будь опорой ты отцу,

Пусть не будет он один!»

Так отправила к тебе».

И даже жена Шульгана – Айсылыу, сестра Хумай, из-за того, что сам Шульган не может быть примером для подражания, выбирает в качестве достойного примера другого представителя рода – его брата Урал-батыра и воспитывает сына в его духе.

Кейәүгә тигән бүләгем

Һары толпар бирәйем.

Балам, атҡа мен, тине,

Иҙел менән кит, тине,

Урал атаң юлынан.

«Мой подарок жениху –

Желтый вот тебе скакун.

Сядь верхом, мое дитя,

И с Иделем поезжай!

Дядя твой – батыр Урал.

Помоги ему, мой сын.»

Каждый башкир должен был знать и продолжать составление своего «шәжәрә» – шэжэре, родословную, в которой особо выделяли знатных сородичей, ставили их в пример своим детям. Если ребенок воспитывается в духе своего отца – авторитетного, достойного – это прекрасно. Но в жизни бывает разное. И если собственный отец, подобно Шульгану, не может быть примером для подражания, по шэжэрэ можно найти другого, достойного уважения представителя рода и ставить в пример детям его. Слова сына Айсылыу — Сакмара, сказанные Урал-батыру, яркое тому подтверждение.

Образ жизни.

Шульган и Урал в детстве были предоставлены сами себе, но не проводили дни в пустых забавах, а готовились к предстоящей самостоятельной жизни. Отец и мать запретили им пить кровь, объясняя это тем, что их организм еще не готов:

тешекмәгәнһегеҙ – молочные зубы не выпали,

быуынығыҙ ҡатмаған — мышцы не окрепли.

Из этих слов можно извлечь такой урок: видимо, чтобы начать питаться определенной пищей, надо, чтобы наступило тому время, когда ребенок достигает определенного возраста. Надо полагать, что для духовного и физического здоровья подрастающего поколения немаловажное значение имеет и питание. Следует обратить внимание еще на один момент:

Йәнлек иркәк булдыниһә,

Ирле-бисәле икәүһе

Башын сәйнәп ашаған.

Йәнлек орғасы булһа,

Ирле-бисәле икәүһе

Йөрәгене һайлаған.

Если хищник пойман был,

Оказался он самцом,

Со старухой дед вдвоем

Голову его съедят.

Если ж пойманная тварь

Самка – значит, у нее

Сердце старики съедят.

В эпическом произведении каждое слово имеет особое значение. И если есть четкое указание, именно что у животных определенного пола следует употреблять – это неспроста. Но, думается, клетки, отвечающие за смелость, бесстрашие, находятся в головном мозге животных-самцов, а в сердце самок находится клетки, отвечающие за душевное здоровье. Может, со временем, ученые докажут, почему именно так четко разделяются эти органы животных в эпосе, и сделают открытие на мировом уровне.

Как бы то ни было – эпос еще полон необъяснимого, и мы только сейчас начинаем приподнимать эту завесу тайн.

Цель жизни.

В чем смысл жизни? Зачем создан этот мир? Зачем я нужен этому миру? – Наверное, это самые частые вопросы, которые задают себе в юношеском возрасте. В эпосе «Урал-батыр» очень много говорится о цели жизни. Наверное, и вам будет полезно узнать, как определяли цель жизни много десятки веков назад наши предки.

Определение цели жизни – это определение направления воспитания.

Бейек тауға менгән дә

Былай тиеп әйткән ти:

“Атайымдың ҡулында

Булат дейеү тураны;

Уралдан тыуған ул булып,

Халыҡты һыуһыҙ ҡаңғыртып,

Батыр исеме күтәреп,

Һыу таба алмай тилмереп

Тороу ирлек буламы? –

Тигән дә Иҙел ирәйеп,

Тауҙы яра сапҡан ти.

Көмөштәй бер аҡ йылға

Шылтырап шунда аҡҡан ти.

На вершину поднялся.

«Если ты – Урала сын,

Если духом ты батыр,

Неужели не найдешь

Ты для жаждущих воды?»

Так сказал и меч поднял,

Гору взмахом разрубил,

Серебром тотчас вода

Вниз в долину потекла.

И с тех пор эта река

Называется Идель.

Что бы ни произошло, какие бы трудности не пришлось пережить, мужчина не должен теряться, опускать руки, он должен решительно действовать, пока не найдет нужный выход. При этом необходимо соблюдать честь — как свою, так и чужую, иначе можно лишиться смысла дальнейшей жизни, лишить себя надежды.

Илде талап йөрөмәҫкә,

Кеше ҡанын ҡоймаҫҡа,

Ил ынйыһын йәшереп,

Ергә күмеп ҡуймаҫҡа.

Страну свою не разорять,

Людскую кровь не проливать,

Не прятать жемчуга страны,

Затем их в землю зарывать. (быныһы юҡ)

Здесь речь о недостойном поведении мужчин. К сожалению, мы ежедневно становимся свидетелями такого поведения «сильных мира сего».

Разворовывание страны, кровопролитие, алчность, возвеличивание себя, отрыв от народа и нежелание входить в его бедственное положение – качества, которые отнюдь не украшают человека, занимающего высокую должность. То, что делает мужчину настоящим батыром – это человеколюбие, умение войти в положение обездоленного, сироты. Тот, кто отбирает богатства народа и прячет их от него, совершает преступление, которое должно сурово наказываться.

Как бы ни был силен и полон мощи человек, после него в этой жизни останется память – его истинное бессмертие на земле. Будет ли эта дурная слава или хорошая – это зависит только от самого человека. Но и она не вечна, если не будет продолжателей ее. И для того, чтобы продолжалась память о человеке, доброе имя, хорошая слава — они должны передаваться из поколения в поколение, от батыра к батыру. В этом суть родословного древа: древо живет своими мощными корнями и сильными ветвями. От батыра должен родиться батыр, и младенец должен расти, развиваться среди своих родных и близких, в своем роду, среди своего народа, брать пример не только с отца, но и с других старших представителей рода. И в заботе о том, чтобы оставить после себя достойное будущее, способное продолжить дело батыра и быть сыном всего народа, юноша – джигит, должен взять в жены достойную, равную себе девушку. Вот какими словами наставляет свою дочь Хомай ее отец Самрау:

Һомай уйға ҡалған, ти,

Атаһына барған, ти,

Атаһына бар уйын

Йәшермәйсе әйткән, ти.

“Һөйһәң, ҡыҙым, барырһың,

Аҡбуҙатың бирерһең.

Яҡты донъя йөҙөндә

Рәхәт торорһоң, балам,

Уралдай уҡ батырға

Әсә булырһың, балам”.

Тут задумалась Хумай,

И пошла к отцу Самрау,

Рассказала все ему.

«Если любишь – так иди,

Замуж за Урала ты,

И отдашь ему тогда

Акбузата и булат.

И такой же, как Урал,

У тебя родится сын.

Примерно такими же словами сватают Гюлюстан:

Батырҙан батыр тыуғанда,

Бер быуын тип һаналған

Илдә ғүмер үтер ул.

Батыр атанан ҡот йәйгән,

Матур әсәнән һөт имгән

Һиңә тиңдәш булыр ҡыҙ,

Батырға әсә булыр ҡыҙ…

«Каждый год родится пусть,

Для своей страны батыр.

Поколения пройдут —

Слава не пройдет твоя!

Силы же твои уйдут.

Хоть уходит человек –

Но живет его народ!

От батыра род пойдет,

Истинных богатырей.

Тот, кого учил отец —

Смастерит себе стрелу;

Будет жить в своей стране,

Воду и огонь пройдет.

Стоит девушка тебя!

Станет матерью она

И родит батыра нам». –

Так сказал ему старик.

И послушался Урал.

Выбор невесты для достойных джигитов — с таких позиций подходили старшие к вопросу о создании семьи своих детей.

В эпосе также затрагивается тема сиротства. Что такое сиротство? Какой смысл заложен в это понятие? Старик, испивший из Живого родника и ставший бессмертным, вспоминая счастливые моменты своей жизни, говорит:

Үлемде лә белмәнем,

Етемде лә күрмәнем.

И смерти я не знал,

И сирот я не встречал.

С понятием счастья отождествляется то, что он не знал смерти и встречал в жизни сирот. Значит, та страна, где люди не знают сирот, считается счастливой. Надо сказать, башкирский народ вкладывает в понятие сиротства более широкий смысл, чем физическое отсутствие родителей:

Һау булһам, кире килермен,

һинең менән булырмын

Килмәһәм, оҙаҡ көтмәҫһең,

Ситтә ғүмер итмәҫһең, —

Төҫәүелләп юлыңдан,

Илгә ҡайтып китерһең,

Минән сәләм әйтерһең.

«Буду жив, приду назад.

Если ж нет – меня не жди:

На чужбине не живи!

Воротись тогда домой,

Передай родным привет».

Жить на чужбине – жить в несчастье. Жить на своей земле – значит, не быть сиротой. Именно так говорит Урал царю Катилу:

Йәшәй торған илем бар,

Илһеҙ етем түгелмен…

Есть страна, где я живу,

Не сирота, что без страны…

Сирота – тот, кто не имеет своей страны, не имеет четкой жизненной позиции, может вступить на сторону Зла. Именно про таких сирот и говорит Урал-батыр в своем завете:

Уландарым, һеҙгә әйтәм:

Мин әрсегән ерҙәрҙә

Кешегә байман табығыҙ;

Яуҙа булһа, баш булып,

Кешегә ил ҡороғоҙ;

Данлы батыр булығыҙ…

…Күҙһеҙ булып ҡалырҙай

Еҫерҙәрҙең алдында

Күҙенә керпек булығыҙ…

Слушайте, мои сыны:

Слушай, вся моя страна!

Воду с озера не пить,

Злому спутником не быть,

Без совета – не решать

В мире разные дела.

Вам, сыны, я говорю:

Людям создавайте мир,

Будьте подвигом славны.

Чтите старших по годам,

Принимайте их совет.

Поддержите тех, кто мал –

Им давайте вы совет.

Имя будет вам – Добро,

Не давайте злу пути,

Не бегите от добра!»

Почему Урал завещает быть патриотами своей родины, не покидать ее? Обратим внимание на следующий диалог Царя Катила и Урала. Царь Катил спрашивает:

Ҡыҙым әйткәс, бармайынса

Нимә уйлап тораһың?

Ниңә йолам боҙаһың,

Бармай ваҡыт һуҙаһың?

Если дочери моей

Ты пришелся по душе,

Почему же не идешь?

Наш обычай не блюдешь?»

  • Мин йоланы белмәйем,

Эш аҙағын күрәйем,

Аҙаҡ барһам, барырмын,

Ҡыҙҙы эҙләп табырмын.

«Ваш обычай мне чужой,

Что творится здесь – узнать,

Я хочу. И, может быть,

Сам ту девушку найду», –

…Бына ҡарап торайым

Бар йолаңды күрәйем,

Аҙаҡ сиктә үҙ уйым

Һиңә әйтеп бирәйем.

…Посмотрю сначала я,

На обычаи в стране,

Свое мнение о них

Выскажу тебе затем.

В народном творчестве башкир есть множество сказаний, легенд, песен, кубаиров, воспевающих родной край, призывающих защищать свою родину, ведь только на родной земле ты можешь быть по-настоящему счастливым. Противопоставление чужбины как сиротской доли, потери себя как личности и родной страны, где ты будешь жить полноценно, во имя славных дел и процветания своего народа, есть и в эпосе «Урал-батыр». Чужие страны – чужие обычаи. Необходимо приспосабливаться, а с каждой попыткой приспособиться, ты теряешь частичку себя, пока не лишишься своего предназначения, своего «Я». А потеря своего “Я” – и есть духовное рабство.

Что есть Зло?

Зло в эпосе олицетворяют не только мифологические существа: Кахкаха, Аждаха, Заркум, многоголовые змеи – образы мирового зла, но и зло, что несет с собой человек.

Яҡшынан эскәне – һыу булыр,

Ямандан эскәне – ыу булыр.

Из добрых рук ты воду выпьешь,

Из рук дурных отраву выпьешь.(быныһы ла юҡ шикелле)

«Ыу» — это пьянящий напиток, яд, отрава. Незаметное зло несет в себе дурной человек, и все, что с ним связано, будет отравлять твою жизнь. Следует остерегаться таких людей, гласит народная мудрость.

Батыр страны своей.

Когда Урал-батыр в змеином царстве освободил народ, и народ спросил, какое вознаграждения он хочет, Урал-батыр ответил так:

Һис бер ҙурлыҡ кәрәкмәй;

Ил батыры шул булыр –

Кеше һөйөр ир булыр.

Һеҙҙең шатлыҡ – минеке,

Минең шатлыҡ – һеҙҙеке.

Я величья не приму.

Тот батыр своей страны –

Кто возлюбит всех людей.

Вашей радостью я рад

И свою вам отдаю.

А вот что говорит о предназначении батыра сам Урал-батыр:

Батыр булған ир-егет

Еңмәҫ нәмә булырмы?

Батыр тигән ир-егет

Яуызға юл ҡуйырмы?

Утҡа ҡаршы һыу булыр ул,

Яуға ҡаршы тау булыр!

Үҙенә түгел, барына

Ауырлыҡта юл булыр.

Батырҙан ил тарыҡмаҫ,

Батыр һис бер зарыҡмаҫ,

Яҡшылыҡтан ялыҡмаҫ,

Яуҙан да һис талыҡмаҫ.

Күккә менер баҫҡыcһыҙ,

Ерҙе асыр асҡысһыҙ.

(был да юҡ)

На свете может ли кто-то быть,

Кого не смог бы батыр сокрушить?

Против огня он будет водой,

Против врага встанет горой

Ради других он ляжет костьми –

Ведь благородство ему сродни,

Не изведутся батыры вовек,

Пока на свете жив человек.

Без лестницы он в небеса взойдет,

Недры земли без ключа отомкнет.

(пер. Г. Шафикова)

Надо сказать, что батырами называли не только бесстрашных воинов, но и всех, кто бесстрашно трудится во благо своей земли, страны, народа в любой области жизни. Быть образованным, грамотным, гармонично развитым – это всегда приветствовалось в народе. Всегда высмеивались те, кто просто обладал немереной физической силой, но при этом не думал головой. Батыр – это прежде всего патриот своей страны, живущий чаяниями народа, во имя его будущего.

Что вечно в этом мире?

Весь сюжет эпоса, все перипетии Урал-батыра, его поиски Живого родника и жажда победить Смерть приводит к ответу на главный вопрос человечества – что же вечно в этом мире? В природе все целесообразно, природой все создано со знанием, с умом. Даже самая злая сила – Смерть имеет, как оказывается, свое предназначение. Вечным является только Добро, добрые дела и добрая память о человеке. И смысл жизни человека заключается в том, чтобы творить добро, внести свой вклад в цветение чудного сада на земле. Вечно только прекрасное.

Все чаще приходится слышать о том, что люди перестают ценить доброе, хорошее. Что бесполезно творить добро, наталкиваясь на непонимание и озлобленность?

Может быть, и не так важно, чтобы понимали другие? Может быть важнее, чтобы каждый понял это прежде всего сам и с достоинством выполнял свое предназначение? Сейчас вы можете много услышать и прочесть о связи человека с Космосом, об исполнении желаний, если они преисполнены света и добра, и пр. Но ведь обо всем этом говорилось еще в древнейших эпосах, в том числе и в эпосе «Урал-батыр». Говорилось где прямо, где иносказательно. Чистота помыслов – вот главное качество человека, который будет идти вперед во имя Добра. Пока живет человечество, будет идти нескончаемая борьба между Добром и Злом. Урал батыр тоже не может полностью уничтожить Шульгана. Как говорит Хомай:

Шүлгәнгә яу асһаң да,

Уны тар-мар итһәң дә,

Күленән ил мандымаҫ.

Если биться с Шульганом станешь,

Даже если его уничтожишь

Страна будет страдать от озера его.

Сын Урал-батыра и Хомай, Идель знает, что удел настоящего мужчины – действенное добро, вместе с братьями продолжает поиски воды – источника жизни на земле:

Батыр исеме күтәреп,

Һыу таба алмай тилмереп

Тороу ирлек булырмы?

Если имя ношу – батыр,

Если не выбью источники вод –

Кто мужчиной меня назовет?

(пер. Г. Шафикова)

Зло – есть часть вселенского устройства. Но бороться против него, не очернять пространство своей жизни, жизни своих близких, своего народа и страны, всего человечества – это и есть священный долг разумного человека. Добро, совершенное человеком, к нему же и возвращается.

Урал батыр завоевал звание батыра, разгромив врага. Второй же его поступок, дающий ему право носить это звание – умение признать свою ошибку. Признание своей вины и завещание своим потомкам не повторять эту ошибку — действительно поступок, достойный батыра.

Менһәм, Буҙат бар ине,

Ҡулда булат бар ине.

Яу тупларлыҡ еремдә

Талай илем бар ине.

Ҡулдаш булыр илемдә

Батыр ирҙәр бар ине.

Шулар ҡәҙерен белмәнем,

Батырлыҡҡа маһайып,

Кәңәш ҡороп торманым,

Яңғыҙ башым уйланым,

Уңмаҫ юлды һайланым.

Опорой в пути мне был Акбузат,

Опорою рук моих был булат,

Была страна – родимая мать,

Чтоб мог я войско большое собрать.

Порукой побед мне она была,

Батыров достойных мне родила.

Я не оценил по достоинству их –

Своим богатырством опьянен,

Совета не спрашивал я у других,

Собственным все я решал умом –

Видно, ложным я шел путем.

(пер. Г. Шафикова)

Завет Урал-батыра своим сыновьям: не упиваться собственной славой, держаться вместе, чтобы быть несокрушимой силой. Воина-одиночку рано или поздно одолеют. Но единство, передаваемое из поколение в поколение – не одолеть никому.

Главный завет Урал-батыра звучит так:

Олоно оло итегеҙ,

Кәңәш алып йөрөгөҙ,

Кесене кесе итегеҙ, —

Кәңәш биреп йөрөгөҙ.

Яҡшылыҡ булһын атығыҙ,

Кеше булһын затығыҙ,

Яманға юл ҡуймағыҙ,

Яҡшынан баш тартмағыҙ.

Вам, сыны, я говорю:

Людям создавайте мир,

Будьте подвигом славны.

Чтите старших по годам,

Принимайте их совет.

Поддержите тех, кто мал –

Им давайте вы совет.

Имя будет вам – Добро,

Не давайте злу пути,

Не бегите от добра!».

Думается, что именно благодаря тем заветам, которые бережно хранились в эпосе «Урал-батыр» веками, благодаря тому, что они были главными жизненными принципами, объединявшими весь народ, башкирскому этносу удалось выстоять перед огромными испытаниями, разрушительными войнами, и при этом сохранять достойное лицо нации. Наша история – это история славных деяний батыров, сэсэнов, всех тех, кто отдал свои жизни во имя будущего, как и Урал-батыр. В самые трудные времена башкирские рода объединялись против общей беды. Каждый башкирский род имеет разное историческое прошлое, разные корни. Но разве неудивительно, что именно на земле Урал-батыра, в Уральских горах эти разные рода вдруг решили объединиться в одно целое и назваться башкирами? Стать едиными, сильными, несокрушимыми, способными противостоять даже таким великим завоевателям, как Чингиз-хан? Словно сам Урал-батыр собрал вокруг себя те рода, которые готовы жить по его заветам единения, защиты своей земли во что бы то ни стало, с желанием мужчин быть батырами и с желанием женщин воспитывать батыров.

Если мы и дальше будем держаться этих канонов, то сохранимся как нация, будем общаться на родном языке, петь, творить на родном языке, изучать свою историю, развивать свою культуру, продолжим наши шэжэрэ. Мы должны беречь свое духовное наследие и сделать его достоянием мировой общественности. Надо быть полезным обществу и народу, понимать свое предназначение. Для этого надо выполнять завещание Урал батыра: освободить себя от отравы и яда, в поисках лучшей доли не будем покидать Родину и мыкаться осиротело в чужих краях, тогда как свой край приходит в запустение или же в нем процветают предприятия чужестранцев. Будем стремиться творить добрые дела: чистая душа и незапятнанная совесть – основное условие жизни человека. Человека добра — хранителя семьи, народа, страны, природы, культуры и вечных ценностей.

(Перевод Зухры Буракаевой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *